Предприниматель: функции и роли

Предпринимателей, начинающих собственное дело, специалисты в области управления делят на два типа: лидеров и менеджеров.

Лидеры - это те, кому люди хотят доверить свою судьбу и свое будущее. За лидером идут добровольно, на него хотят быть похожим по моральным и деловым качествам. Авторитет лидера строится на его умениях использовать свою власть ради достижения целей группы и выражать ее ценности. Лидер пробуждает в своих последователях энтузиазм через создание образов перспективного будущего, ради которого стоит потрудиться и пойти на определенные жертвы. Огромная побудительная сила прекрасной мечты в полной мере используется умелым лидером для сплочения группы и повышения ее работоспособности. В организации лидер выступает как стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.

В отличие от лидера менеджер выполняет главным образом тактические задачи. Он практически пытается реализовать в конкретных делах то, что в перспективе было обрисовано лидером. Его стихия — распоряжение конкретными исполнителями и контролирование их работы. В идеале организация должна управляться тандемом, состоящим из лидера и менеджера, каждый из которых оказывается сильным в собственных сферах. Если лидер делает правильные вещи (обдумывает новые рынки сбыта, планирует ресурсы, разрабатывает новую структуру организации), то менеджер делает эти же самые вещи правильно (организует выпуск нового товара, распределяет ресурсы и нагрузку среди членов организации).

Таким образом, предприниматель, как правило, объединяет в себе роли лидера и менеджера, а поэтому для более глубокого понимания того, какова же специфика деятельности предпринимателя и какими качествами он должен обладать, обратимся к общепризнанным работам по управлению.

Одним из наиболее авторитетных исследователей в этой области считается Анри Файоль, он выделил пять основных функций управления:

прогнозировать и планировать;

организовывать;

руководить;

координировать;

контролировать.

И каждая из перечисленных функций предъявляет свои требования к личности, взявшей на себя управленческий груз.

Прогнозировать и планировать. Каждый руководитель должен заглядывать вперед. Он должен уметь оценивать будущее и готовиться к нему. К формальным процедурам этой функции управления можно отнести перспективное и оперативное планирование собственной деятельности и деятельности фирмы.

Организовывать. Руководитель должен уметь создавать формальную систему взаимоотношений (т.е. структуру), которая смогла бы наилучшим образом соответствовать целям фирмы. Создание структуры обеспечивает составление и реализацию планов. Процедурами организационной функции менеджмента могут быть и определение обязанностей каждого члена команды, и установление процедуры принятия решения, и др.

Руководить. Руководитель должен управлять деятельностью своих подчиненных. Он должен ставить четкие и ясные цели для тех, кто работает под его началом. Отдавая конкретные распоряжения, эффективный руководитель последовательно доносит до подчиненных основные цели фирмы. Руководитель должен быть одновременно и лидером.

Координировать. Одна из обязанностей руководителя - следить за тем, чтобы то, что делают его подчиненные, согласовывалось с общим планом фирмы.

Контролировать. Руководитель должен уметь сопоставлять, насколько происходящее соответствует тому, что должно происходить. Только регулярное выяснение того, что произошло, и сравнение произошедшего с запланированным позволит предпринимать дальнейшие действия.

Используя подход к управленческой деятельности Файоля, можно сказать, что для достижения эффективности деятельности предпринимателя необходимы хорошее знание дела и персонала, постоянный контакт с подчиненными и широкое видение происходящего.

В то время как Файоль определил пять управленческих функций, Генри Минцберг выделил десять ролей руководителя. Выбранные им роли были сгруппированы в три группы с учетом трех основных направлений деятельности менеджера.

Первая группа ролей - межличностные роли:

1. Глава - формальный руководитель фирмы. Олицетворяет ее как во внутренних, так и во внешних взаимодействиях.

2. Лидер — фактический руководитель. Вдохновляет людей и ведет их к намеченным целям, совмещая потребности отдельных людей и фирмы.

3. Связующее звено - обеспечивает и поддерживает горизонтальные связи и взаимодействия, необходимые для эффективной работы.

Вторая группа ролей - информационные роли:

1. Собиратель - собирает и оценивает необходимую информацию о том, что происходит в фирме и за ее пределами.

2. Распространитель - обеспечивает информационные потоки внутри фирмы.

3. Представитель - передает информацию за пределы фирмы в целях обеспечения эффективного взаимодействия с внешним окружением.

И третья группа ролей - роли в принятии решений:

1. Инициатор - принимает решения о целесообразных изменениях и о путях их внедрения.

2. Устранитель проблем - разрешает возникающие проблемы и устраняет препятствия.

3. Распределитель ресурсов - принимает решения о распределении ресурсов, в том числе времени, денег, людей и оборудования.

4. Ведущий переговоры - ведет переговоры с целью эффективного принятия решений с учетом имеющихся точек зрения и конкретных интересов.

Безусловно, такое изобилие ролей требует от предпринимателя и широкого спектра качеств, позволяющих успешно справляться с каждой из них. Это качества, относящиеся к категориям интеллектуальных, коммуникативных, организационных способностей, а также целый ряд личностных качеств. К ним можно отнести гибкость, нестандартность, динамичность мышления, способность планировать и проектировать, гибкость в общении, способность к ведению переговоров, ориентацию на конкретный результат, самостоятельность и ответственность в принятии решений, готовность к изменениям и др.

Исходя из этого, в большинстве ситуаций, предпринимателю может понадобиться заказать услуги по интеллектуальной собственности и их защиту.

При этом следует также отметить, что на разных этапах развития фирмы и в разных ситуациях от предпринимателя требуется определенное сочетание конкретных ролей. Эти роли, как инструменты для хорошего мастера, должны быть в наличии и хорошего качества. При использовании знаний и опыта они позволят добиваться максимальной эффективности и результативности деятельности.

Запись опубликована в рубрике Разное с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA изображение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>