CRM-системы используют для управления взаимоотношениями с клиентами. В сайтах это способ общения с аудиторией. В статье мы рассмотрим, какие системы популярны, как выбрать CRM-систему, а также покажем пример, как выстроить работу с покупателем.
Что это такое
CRM (Customer Relationship Management — Управление взаимоотношениями с клиентами) включает методологию работы, в которой основная цель — работа с клиентами компании и удовлетворение их потребностей.
Компания, изучая существующих клиентов и их желания, формирует новые предложения и технологию работы, чтобы максимально их удовлетворить.
В CRM основа — клиент, с его запросами и предпочтениями. Именно на основе предпочтений и строятся коммуникации. Иначе говоря, CRM — это бизнес на лояльности. Анализируется следующая информация о клиенте:
- частота покупок
- тип потребляемых товаров и услуг
- ценности, которую клиент приносит компании
- и пр.
Кто использует
CRM полезна, если:
- у вас более одного продавца
- у вас многошаговая продажа
- у вас повторные продажи
CRM применима в любом бизнесе, где высока конкуренция, успех зависит от предоставления наиболее выгодных условий для клиента.
Возможности CRM-систем
- Сбор информации о клиентах;
- Сбор информации о заказах (какие товары покупали);
- Получение информации о повторных обращениях (покупке);
- Оперативность обслуживания клиентов и проведения сделок;
- Формализация схем взаимодействия с клиентами, автоматизация документооборота;
- Быстрое получение всех необходимых отчетных данных и аналитической информации;
- Снижение операционных затрат менеджеров;
- Контроль работы менеджеров;
- Контроль выполнения плана продаж;
- Планирование акций и анализ их эффективности;
- Согласованное взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
CRM-система предоставляет следующие способы взаимодействия с клиентами:
- e-mail рассылки
- SMS
- сайт
- обычная почта
- телефон
Для интернет-магазинов, в частности, можно сегментировать существующих клиентов по следующим параметрам:
- один заказ или несколько
- заказ одного товара или нескольких
- средний чек
- частота заказов и пр.
Зная много о клиентах, вы разрабатываете и проводите акции специально для этих клиентов. Но вы также можете напомнить клиентам о себе (например тем, кто сделал только 1 заказ). Вы шлете им письмо с уникальным предложением. И далее смотрите. Если этот покупатель вернется к вам — значит, система сработала.
Примеры CRM-систем
Как выбрать CRM-систему
Критерии выбора CRM-системы:
- соответствие функциональных возможностей целям бизнеса и стратегии компании;
- возможность интеграции с другими системами;
- возможность доработки системы;
- стоимость системы;
- поддержка от разработчика.
CRM может быть самостоятельным продуктом или входит в состав большой системы как модуль (например, как CRM-модуль в Microsoft Dynamics AX).
Раньше CRM требовалось внедрять, проводя предварительно работу по изучению бизнес-процессов, составлении документации. Это был огромный процесс. И внедрение занимало несколько месяцев. Теперь CRM — готовые решения, причем онлайн. Коробочные решения отходят на второй план. И к CRM теперь предъявляют те же требования, что и к социальным сервисам и другим продуктам: отсутствие необходимости обучения, понятный интерфейс, простота освоения, просмотр информации с мобильных телефонов и планшетов.
Теперь решение о покупке принимает не компания, а отдельные люди (например, начальники отдела продаж).
Лучше всего выбирать онлайновые CRM-системы, т.к. они легче масштабируются, доступ к ним возможен из любого местонахождения, они проще и удобнее (больше похоже на подход мобильных приложений, где все просто и доступно).
Выводы
Важно понимать, что какую бы систему вы не выбрали, она не сможет все делать за вас.
Зачастую CRM-систему невозможно внедрить и просто оставить работать — она требует развития в соответствии с меняющимися ситуациями. Соответственно, надо закладывать бюджет не только на внедрение, но и на развитие.
Нельзя пытаться предсказать все потребности, которые могут возникнуть у компании. Итоговый вариант системы может оказаться перегруженным.
Вот еще пример продукта, который я использую http://jetka.com/?p=6844 — это CRM + вики-база контактов. Рекомендую, реально мечта продажника как пишут 🙂
Битрикс не заявляют о себе как CRM системе , Microsoft не для нас, много дорабатывать нужно. Есть наши российские, оптимизированные, система EasyWork24 хорошо себя зарекомендовала, не слышал ни одного негативного отзыва. Достойный продукт, особенно в сфере продаж, туристического бизнеса, хотя знаю и риэлторы работают. Специально перед установкой тестировали, анализировали и пробовали достаточно много программ, остановились именно на этой русской версии.