В стандарте ИСО 9001:2008, описывающем требования к созданию и разработке документированных СМК, в разделе «Менеджмент ресурсов» особенное внимание уделено таким параметрам, как подготовка, компетентность, осведомлённость. Один из пунктов раздела так и называется: «Компетентность, подготовка и осведомленность».
Специалисты, которые осуществляют сертификационные аудиты, должны хорошо знать ISO 9001, разбираться в его тонкостях. Аудиторы должны хорошо знать и, что важно, понимать требования касательно «компетентности» и «результативности предпринятых действий». При этом, как правило, требования проверяют не отдельно, а учитывая, что они являются частью процесса жизненного цикла создания продукции. Само собой, нельзя забывать, что некоторые организации могут при необходимости и желании иметь отдельные процессы, которые имеют отношение к человеческим ресурсам. В этой статье мы выделим и рассмотрим типичные виды работ, выполняемых организацией для обеспечения компетентности сотрудников и оценки эффективности действий, предпринятых для удовлетворения потребностей в компетентности действий.
Если компания хочет удовлетворить требования к компетентности/результативности в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, компания должна определить факторы, влияющие на качество компетентностей сотрудников, выполняющих работы, также определить, какой именно персонал имеет соответствующую компетентность. Предполагается. Что организация принимает решение о типах различных дополнительных компетенций, а также вариантов их приобретения. Способы приобретения дополнительных компетенций могут быть разными. Наиболее часто используются:
- Внешнее/внутреннее обучение сотрудников.
- Практическое либо теоретическое обучение.
- Приём на работу новых сотрудников (новый персонал должен быть компетентным в соответствующих вопросах).
- Назначение компетентных сотрудников для других работ.
- Стабильное и регулярное проведение работы по приёму, перестановке, переподготовке/подготовке работников.
Организация должна регулярно проводить анализ эффективности/результативности действий, которые предпринимались для удовлетворения потребностей в компетентности. Также важно обеспечивать все условия для получения необходимого уровня компетентности. Ещё специалисты рекомендуют регулярно проводить анализ компетентности работников.
Кстати, в ходе работ организация должна помнить, что необходимо вести и поддерживать в соответствующем состоянии записи об образовании, обучении, опыте, навыках.