Ранее мы рассматривали насколько важно уметь слушать и при этом слышать. Но каждый из нас может не только управлять умением слушать, но и влиять на то, как слушают другие.
Вы можете убедить другого человека продолжить или прервать ход его мыслей, заставить его слушать вас просто тем, как вы будете слушать его. Осознаете вы свою способность оказывать влияние на другого человека или нет, но вы сможете воздействовать на человека своим поведением.
Лучше поняв свою манеру «говорения», вы улучшите свои способности к общению и пониманию коллег, начальников и других людей, с которыми вам приходится работать.
Люди часто не осознают своих привычек слушателя, их не учат слушать или говорить так, чтобы помочь слушателю воспринимать информацию более эффективно. Успешность акта общения зависит от того, понятно или нет наше сообщение, причем понятно ли оно так, как мы того хотели. Далее даны рекомендации, которые должны помочь вашим слушателям эффективно воспринимать информацию.
Всегда знайте, что вы хотите сказать
Важно осознавать цель своего выступления и ясно представлять, какую информацию вы хотите довести до слушателя. Первый важный шаг в формировании позитивного акта общения – уверенность в том, что вы говорите. Для слушателя трудно понять сказанное, если говорящий формулирует свои мысли расплывчато.
Узнайте как можно больше о тех, кто вас слушает
Собирать информацию – осознанно или неосознанно – о людях, с которыми приходится иметь дело, совершенно естественно. Работая с ними рядом, мы накапливаем определенные сведения. Оценивая поведение другого человека по мимике, позе, позе, жестам, мы можем сделать вывод о его внутреннем состоянии, что дает нам возможность наладить с ним эффективное воздействие. Поняв людей, гораздо легче управлять их поведением.
Создайте о себе благоприятное впечатление
Произвести благоприятное впечатление можно, если использовать при общении «слушание – сопереживание» и позитивное невербальное поведение. Эти приемы будут способствовать установлению доверия и формированию уверенности. Когда человека слушают в такой манере, он ощущает свою значимость. Привлечь и удержать внимание слушателя можно с помощью интонации и скорости речи. Постарайтесь предугадать, что заинтересует слушателя в ваших словах, а затем говорите в русле этой темы.
Обеспечьте понимание
Каждому человеку присущ свой уровень понимания. Когда кто-то говорит слишком заумно, слушатель может посчитать, что человек «выделывается». С другой стороны, когда говорящий начинает «разжевывать» свое сообщение, это тоже становится барьером для восприятия, так как слушатель чувствует, что его недооценивают. Поэтому очень важно выбрать правильный язык для общения с конкретной аудиторией. По мере возможности начните с того, с чем все согласны. Используйте простые термины – меньше вероятность того, что они будут неверно интерпретированы. Свои идеи лучше доводить до слушателей постепенно.
Помогите запомнить
Чтобы вашу речь лучше запомнили, увязывайте новые идеи с уже известными слушателями, периодически подытоживая сказанное. Если это необходимо, пусть слушатели законспектируют основные моменты выступления. Чтобы убедиться, что вас поняли, попросите слушателя пересказать своими словами вашу речь.
Поддерживайте обратную связь со слушателями
Часто люди переоценивают, насколько точно они восприняли сообщение. Это же можно сказать и о говорящих: они переоценивают точность восприятия их слов слушателями. Не установив обратной связи со слушателями, можно ошибочно полагать, что люди поняли сказанное, хотя на самом деле это может быть не так. Для улучшения понимания слушателю полезно задать вопросы относительно сказанного: такая обратная связь необходима говорящему, чтобы знать, что его понимают.
Польза и ценность задавания вопросов состоит в следующем:
минимизация искажений и пропусков;
уверенности, что вы понимаете, о чем говорит выступающий, и уточнении понятого;
облегчении направления обсуждения в нужном направлении;
удостоверении, что вы имеете дело с фактами, а не предположениями;
поощрение обратной связи и участия в обсуждении;
поддерживании дискуссии по заданной теме и препятствовании отклонений от нее;
Особо стоит отметить преимущества фактических утверждений перед высказыванием предположений. Факты можно проверить, они ведут к достижению согласия. Опираясь на факты, можно установить атмосферу доверия, уменьшить количество несогласных и решать проблемы более эффективно. Предположения ведут к спорам, не дают другим к вам прислушаться и приводят к рассмотрению симптомов, а не собственно проблемы.
Важный элемент управления «слушанием» другого человека состоит в ориентации на описание чьего-либо поведения, а не на обвинение или осуждение его. Описательное поведение лучше, чем оценивающее, потому что людям не нравится когда их оценивают. В этом случае они склонны к защитной реакции, оправданиям и переходу в наступление. Описание поведения человека помогает ему увидеть, что он делает, без ощущения, что его осуждают. В этом случае человек с большей вероятностью будет реагировать на уровне сознания, а не эмоций, и проблему можно будет решить.