Гай Кавасаки - дипломированный психолог, один из первых работников компании Apple Computer, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году. Он известен тем, что перенёс концепцию «евангелизма» в высокотехнологичный бизнес, фокусируясь на создании слоя пользователей - горячих приверженцев бренда Apple.
Сначала несколько цитат из книги Гая Кавасаки «Искусство старта»:
«Отличники не нанимают отличников. Они нанимают отличников с плюсом. Хорошисты нанимают троечников. А троечники нанимают двоечников. Если вы начнете нанимать хорошистов, вы проснетесь однажды утром окруженные одними нулями. Это то, что мы называем размножением болванов. Сражайтесь с размножением болванов».
«Спросите женщин о вашей бизнес - модели. Я уверен, вам не нужно тратить свое время, спрашивая мужчин о бизнес - моделях и бизнес - идеях. Я думаю это потому, что у мужчин есть фундаментальный генетический поток, у нас есть ген убийцы. Мужчины хотят убивать, мы хотим убивать растения, мы хотим убивать животных, мы хотим убивать другие компании, продукты. Во многом этот ген убийцы был подавлен обществом. Одно из мест, где он не был подавлен – бизнес. Это социально приемлемо – хотеть убить конкуренцию. Если вы спросите мужчину, должен ли я создать компанию, чтобы убить Oracle, убить Google, убить Microsoft, все мужики всегда говорят: «Да! Отличная идея!». У женщин этого нет. Так что когда придете к идее для бизнеса, спросите женщину, не тратьте свое время, спрашивая мужчин».
А теперь непосредственно советы:
1. Твори добро
Не начинайте бизнес просто ради денег. Начинайте радо того, чтобы изменить мир. Начинайте, чтобы:
Улучшить качество жизни
Исправить неправильное
Предотвратить исчезновение чего-то полезного
2. Напишите мантру
Выразите на бумаге то, что ради чего вы и ваши сотрудники будете работать. Не «миссию», а мантру. Не абзац с кучей умных слов, который никто и никогда не запомнит, а 2-3 слова. Например:
Wendy’s - «Здоровое быстрое питание»
FedEx - «Душевное спокойствие»
Nike - «Неподдельные спортивные достижения»
Target - «Демократичный дизайн»
3. Беритесь за дело
Просто беритесь за дело. Не сегментируйте рынок, не проводите долгие исследование, не собирайте фокус - группы. Просто начинайте и при этом:
Думайте иначе
Не просто что-то улучшайте или доделывайте. Делайте совсем по-другому.
Будьте неоднозначными
Не бойтесь иметь как страстно-влюбленных клиентов, так и абсолютно вас не понимающих.
Найдите соратников
Найдите соратников из других областей. Если вы замечательный инженер, найдите замечательного друга - маркетолога.
4. Сформулируйте бизнес-модель
Будьте уникальными
Будьте проще
Посоветуйтесь с женщиной
5. Не распыляйтесь
Вехи (milestones)
Определяйте ключевые этапы, выполнение которые критично для всего проекта. Например, концентрируйтесь за «завершить разработку продукта», а не на «закупить канцелярские принадлежности».
Предположения и оценки
Сколько клиентов вы можете обзвонить в день? Сколько купят продукт? Сколько…? Все записывайте и проверяйте.
Задачи
И только после достижения вех и проверки всех предположений занимайтесь рутинными задачами.
6. Определите нишу
7. Презентации 10-20-30
Презентуя ваш продукт перед инвесторами или клиентами, следуйте правилу 10-20-30:
10 слайдов
Только 10 слайдов. Не 20, не 30, не 50.
Название
Проблема
Решение
Бизнес-модель
Магические отличия
Маркетинг и продажи
Конкуренция
Команда
Оценки
Текущий статус и планы
20 минут
Укладывайтесь в 20 минут. Даже если на встречу выделили час, вы можете полчаса подключаться к проектору.
30 пунктов
Используйте шрифт размером в 30 пунктов. Это заставит вас писать на каждом слайде только самое важное.
8. Нанимайте одержимых людей
Игнорируйте несоответствие
Привлекайте людей из других отраслей. Занимаетесь компьютерами, наймите художника или продавца автомобилей.
Нанимайте лучших, чем вы сам
Не бойтесь быть глупее своих сотрудников. Если будете нанимать все время чуть менее знающих, то через пару лет окажетесь в окружении одних тупиц.
Доверяйте первым впечатлением
Нанимайте тех, кто вам просто сразу понравился.
9. Преодолейте барьер выхода на рынок
Делайте продукт/услуги как можно проще в использовании
Не заставляйте людей делать то, что не захотели бы делать сами
Найдите проповедников ваших продуктов/услуги
10. Пробейтесь через облака
Используйте любые результаты
Ваш продукт используют не так и не те, как вы хотели? Просто берите у них деньги.
Дайте им попробовать
Пробники, тест - драйвы, тестовые периоды, демо-версии…
Найдите принимающих решения
Голос секретарши или администратора может оказаться гораздо более влиятельным, чем голос финансового директора.
11. Не слушайте «советчиков»
Это могут быть как ничего из себя не представляющие неудачники, так и уважаемые люди, которые будут заваливать вас кучами причин «почему у вас не получится». Доверяйте себе и будьте решительны.