В последнее время классические инструменты фондового рынка пользуются все меньшей популярностью у инвесторов. В такой ситуации внимание участников рынка могут привлечь новые инструменты – прежде всего производные (фьючерсы и опционы) и инструменты коллективного инвестирования нового поколения – хедж-фонды. Главное их отличие – возможность зарабатывать на падающем рынке.
Дать строгое определение хедж-фонда сложно. Название этих фондов происходит от английского hedge – "страховать себя от возможных потерь", "страховка", "гарантия", но, по сути, оно охватывает далеко не весь спектр деятельности хедж-фондов на рынке. Иными словами, хеджирование – это один из элементов таких фондов и их важнейшая функция, которая подразумевает защиту от рисков потери активов с помощью различных инвестиционных стратегий. Кроме хеджирования фонды занимаются инвестированием, покупкой, продажей бумаг, участием в торговле на товарных рынках.
По сути, хедж-фонд – инвестиционный фонд, свободный в выборе инвестиционной стратегии, не регулирующийся строго государственными органами и, как правило, стремящийся к получению дохода, не зависимого от направления движения рынка. С одной стороны, с отсутствием государственного контроля уменьшаются прозрачность инвестиций и защищенность инвестора в целом. С другой стороны, увеличивается свобода действий и снижаются расходы на ведение отчетности.
Обычно хедж-фонд, если говорить об американском понимании этой структуры, представляет собой частное ограниченное партнерство с количеством инвесторов до 99 человек. При этом как минимум 65 из них должны быть аккредитованными, то есть иметь вклад, соответствующий определенному уровню. А он, в свою очередь, определяется фондом, его типом и стратегией и может быть очень высок (от миллиона долларов). Сами инвесторы не принимают участия в операциях, проводимых фондом, - этим занимается управляющий, который принимает решения, разрабатывает стратегии и несет ответственность за деятельность организации. В большинстве случаев хедж-фонд состоит из определенных участников, и войти в него "чужаку" очень трудно: такая возможность предоставляется лишь в случае, если фонду не хватает ликвидности и он нуждается в больших финансовых влияниях.
Для участия в хедж-фонде инвестор должен обладать солидным и, главное, свободным капиталом, потеря которого его не разорит. Так, самые мелкие фонды требуют вложений от нескольких тысяч и десятков тысяч долларов, а фонды покрупнее, например, арбитражные, - от одного или нескольких миллионов долларов. На данный момент хедж-фонды не регулируются российским законодательством, поскольку в нем нет даже такого понятия, поэтому их деятельность абсолютно ничем не ограничена, и прибыль может быть извлечена отовсюду, независимо от обстоятельств.
Чтобы иметь высокие шансы инвестировать средства в тот или иной хедж-фонд, необходимо либо иметь достаточные связи, чтобы быть принятым в закрытый фонд, либо внушительный капитал, чтобы заинтересовать собой потенциальных партнеров, либо – вступать в него на этапе создания, когда фонду нужны финансы. Очень часто возможность инвестирования в определенный продукт появляется у инвесторов несколько раз в год, что бывает не очень удобно.
Кроме того, стоит отметить такою немаловажную особенность хедж-фондов, как невозможность выйти из них в короткие сроки. Желающий забрать свои деньги инвестор должен предварительно, за несколько недель, сообщить о своем решении управляющему хедж-фонда и только в течение еще нескольких недель после этого он сможет вернуть свои средства. Более того, некоторые фонды во избежание ситуации, когда инвестор с капиталом неожиданно выйдет из фонда, устанавливают периоды, когда клиент не может забрать деньги.
Хедж-фонды в отличие от инвестиционных фондов и ПИФов, могут инвестировать не только в акции, облигации и банковские депозиты, но и в производные финансовые инструменты (фьючерсы и опционы), сырьевые и товарные активы, извлекая прибыль из любой ситуации.
Сейчас можно выделить 3 основные группы стратегий хедж-фондов – стратегии относительной стоимости, событийные и направленные стратегии. Стратегии относительной стоимости характеризуются наличием длинных и коротких позиций. Портфель строится на покупке относительно недооцененных бумаг (длинные позиции) и продаже переоцененных бумаг (короткие позиции). Фонд зарабатывает в момент, когда на рынке происходит переоценка акций в нужном направлении.
Событийные стратегии построены на ожидании тех или иных корпоративных событий, в том числе и дающих возможность арбитража. Наконец, хедж-фонды с направленной стратегией стремятся предвосхитить тенденции и события на рынках. Такие стратегии наиболее агрессивны и рискованны.
В зависимости от использования той или иной стратегии, фонды можно разделить на несколько групп:
1. Арбитражные фонды. Они являются примером классических хедж-фондов, их главный принцип работы – получение прибыли от разницы стоимости коррелирующих товаров. Здесь важно не только купить акции или иные бумаги, но и одновременно продать схожие или сильно коррелирующие активы, таким образом обезопасив себя от рисков.
2. Спекулятивные фонды. Они работают по принципу "быстрого реагирования", отслеживая сделки слияния, поглощения и рейдерство и покупая активы затронутых компаний. Такая деятельность фонда может принести инвесторам как баснословную прибыль, так и колоссальные убытки в случае, если цены на бумаги окажутся не такими, как ожидалось. Стать участником такого фонда гораздо проще, чем других, поскольку они больше остальных нуждаются во вложениях.
3. Фонды с гарантией капитала. В данном случае инвестор не подвергает свой капитал риску – фонд гарантированно его возвращает, но и на большие суммы прибыли рассчитывать здесь не стоит.
4. Фонды хедж-фондов. Их особенность в том, что они максимально диверсифицируют риски, т.е. снижают их и при этом оставляют доходность на том же уровне. Суть же их работы – в инвестировании средств в другие хедж-фонды, следующие разным стратегиям. Это наиболее приемлемый для новичков и для тех, кто не располагает большим стартовым капиталом, вид хедж-фондов.
5. Оффшорные хедж-фонды. Специфика этих фондов в том, что они зарегистрированы в регионах с упрощенными системами регистрации и налогообложения.
Доходность хедж-фондов очень мало зависит от рыночной ситуации. Основной вклад в результаты работы и доходность – удачно выбранная стратегия. В целом хедж-фонды прибыльны. Несмотря на кризис и общие потери на финансовых рынках, их усредненная доходность оказалась на уровне 15%. За последние 3 года доходность крупнейших хедж-фондов была на уровне 14%.
По данным журнала Eurohedge, число новых фондов хеджирования сократилось с 420 в 2007 г. до 370 в 2008 г. Согласно прогнозам, общий объем привлеченных средств в 2008 г. составил примерно 33 млрд.долл. – это на 11% меньше, чем в прошлом году, когда управляющими было собрано около 37 млрд.долл.
Впервые хедж-фонды появились в США в 50-х гг. прошлого века. С 1970-х гг. хедж-фонды стали проявляться и в Европе. На российском рынке первым хедж-фондом в 1996 г. стал Diamond Age Russia Fund (с активами свыше 20 млн. долл.).
В 2006 г. хедж-фонды были созданы и российскими компаниями – «Тройка Диалог», «УРАЛСИБ» и «Витязь».
Существующих в России хеджевых фондов пока явно недостаточно, чтобы говорить о развитии этой сферы фондового рынка. Тем не менее для развития хедж-фондов готовится законодательная база. В конце 2007 г. были приняты поправки в законы «Об инвестиционных фондах» и «О рынке ценных бумаг», в которых определено, какой инвестор сможет относиться к категории квалифицированных и получит право покупать паи хедж-фондов. Физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно отвечает любым двум требованиям из указанных:
- владеет ценными бумагами и (или) иными финансовыми инструментами, общая стоимость которых составляет не менее 3 млн руб.;
- имеет опыт работы в российской и (или) иностранной организации, которая осуществляет сделки с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами;
- совершало ежеквартально в течение последних 4 кварталов не менее 10 сделок с ценными бумагами и (или) иными финансовыми инструментами, совокупная цена которых за указанное время составила не менее 300 тыс. руб., или совершало в течение последних 3 лет не менее 5 сделок с ценными бумагами и (или) иными финансовыми инструментами, совокупная цена которых составила не менее 3 млн. руб.
Самый главный критерий в этом списке – количество денег в распоряжении инвестора. Ведь чтобы совершить сделку на фондовой бирже, никакой особенной квалификации инвестору не нужно. 3 млн руб. – это планка, которая в принципе соответствует порогу входа в оффшорные хедж-фонды, но все равно это достаточно минимальный по западным меркам порог.
Сейчас ФСФР и Министерство финансов РФ также готовят положение, определяющее правовой статус хедж-фондов в России. В состав их активов смогут входить денежные средства, акции российских и иностранных компаний, российские и иностранные депозитарные расписки на них, долговые инструменты, драгметаллы, паи и акции русских и иностранных инвестфондов.
Пока в России готовится законодательная база для появления хедж-фондов, существует несколько десятков фондов, учрежденных за пределами нашей страны и инвестирующих в отечественные активы.
Результаты работы хедж-фондов, инвестирующих в российский рынок:
Как видно из таблицы, результаты деятельности хедж-фондов имеют высокую доходность, что провоцирует повышенный интерес инвесторов к отечественным активам.
С развитием фондового рынка в России интерес к хедж-фондам будет повышаться. Ожидается увеличение количества хеджевых фондов, зарегистрированных в России, и увеличение активов под управление этих фондов в несколько раз.
Пока же инвестиции в хедж-фонды, хотя и вызывают интерес у российского инвестора, доступны очень ограниченному кругу участников рынка.
Мария Коваленко специально для Teenbiz.ru