Прежде чем встать на путь предпринимательства, следует в первую очередь провести жесткую самооценку. Спросите себя – хотели бы вы стать своим собственным партнером? И если вы будете объективны, может оказаться, что у вас множество претензий к самому себе. Нужно подумать, ради чего вы хотите стать предпринимателем.
Каковы ваши цели? Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и вашим партнерам, и сотрудникам, и потребителям результатов вашей деятельности. Исходя из поставленной цели вы правильно разработаете бизнес-план, определите финансовые источники, выберите соответствующее помещение.
Вариант №1. Начать свое дело с «0»
Предприниматель должен иметь ввиду, что в российских условиях на становление бизнеса, основанного на собственной бизнес-идее, уйдет значительное время, в том числе на согласование документации с многочисленными бюрократическими структурами. Кроме того, продвижение новых продуктов и идей связано со значительными первоначальными затратами. И если у вас нет начального капитала, то придется искать сторонних инвесторов.
Вариант №2. Покупка бизнеса
Если нет опыта или особого желания его упорно получать, то это вполне приемлемы вариант. В покупке готового бизнеса имеется ряд приемущетсв:
Уже существует определенный товар или услуга;
Готов штат наемных сотрудников;
Рынок с реальными потребителями;
Сеть поставщиков;
Установлены дистрибутивные каналы;
Существует вполне определенный доход.
Где купить бизнес? Наиболее вероятный источник предложений - компании – бизнес-брокеры, специализирующиеся в продаже компаний.
Предприниматели, желающие продать свой бизнес, могут помещать объявления в газетах бесплатных объявлений или в отделе строчных объявлений местных периодических изданий, любых прочих бизнес - изданий, торговых изданий, или информационных бюллетеней, специализированных интернет-сайтах.
Не следует забывать о том, что продавец далеко не всегда решится сообщать о продаже, объявляя об этом всенародно.
Причина этому заключается в необходимости соблюдения строжайшего режима конфиденциальности, т.к. сообщение о продаже может вызвать волнение среди сотрудников и поставщиков. Многие потенциальные продавцы предпочитают использовать сети личных контактов для поиска покупателей. Это означает, что вам необходимо наводить справки в среде друзей, знакомых, предпринимателей, адвокатов, служащих банков, бухгалтеров, консультантов и коллег.
Следует также спросить поставщиков или дистрибьюторов, работающих в том бизнесе, которым вы интересуетесь. Сообщите им о том, что вы хотите прибрести бизнес, попросите сообщать вам обо всех известных им возможностях.
После того, как вы узнаете о том, что определенный бизнес продается, поговорите непосредственно с владельцем, и обсудите возможные условия продажи.
Не забудьте провести оценку бизнеса. Вы можете привлечь к этому процессу аудиторов, можете провести оценку самостоятельно, изначально попросив у продавца документы: записи о депозитах, счета, документы о выдаче заработной платы, записи о продажах и так далее.
Вариант №3. Франчайзинг
Наиболее быстрый по российским меркам способ организации бизнеса – франчайзинг, то есть соглашение (договор) крупных фирм с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями.
Сущность франчайзинга состоит в таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру франчайзи – право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки.
Плюсы:
- Использование проверенной бизнес-системы;
- Возможность открыть собственное дело;
- Возможность выбора отрасли;
- Возможность снизить риски;
- Удачный выход на рынок обеспечен;
- Минимальные затраты на рекламу и маркетинг;
- Получение доступа к базе знаний франчайзера;
- Гарантированная система поставок.
Минусы:
- Закупка товара у определенных поставщиков;
- Соблюдение ценовой и ассортиментной политики;
- Контроль качества;
- Несамостоятельность в принятии решений;
- Отчисления;
- Внедрение собственных идей.